Windows 7        29.12.2022   

Дистанционное образование библиотечно информационная деятельность. Библиотечно-информационная деятельность — бакалавриат (51.03.06). Предметы обучения студентов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сборник учебных программ и методических материалов

по специальности 071201

Тамбов - 2005

Утверждено кафедрой библиотечно-информационной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина 7 апреля 2005 г., протокол № 5

Редактор-составитель: Борисов Б. В., кандидат педагогических наук, профессор

Рецензенты: Скворцов В.В., доктор педагогических наук, профессор

Марчева О.Б., кандидат педагогических наук, доцент


Введение
Общепрофессиональные дисциплины
Информатика
Социальные коммуникации
Документоведение
Общее библиотековедение
Общее библиографоведение
Аналитико-синтетическая переработка информации
Информационные технологии
Специальные дисциплины
Квалификация «Референт-аналитик информационных ресурсов»
Информационные ресурсы
Информационно-аналитические технологии
Аналитика текста
Информационно-аналитические продукты и услуги
Организация информационно-аналитической деятельности
Интеллектуальные информационные системы
Квалификация «Менеджер информационных ресурсов»
Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Управление библиотечным делом
Экономика библиотечно-информационной деятельности
Инновационно-методическая работа библиотек
Документационное обеспечение управления
Практика
Итоговая государственная аттестация

ВВЕДЕНИЕ

Специальность 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №181 от 24.01.2002 г. и в соответствии с «Общероссийским классификатором специальностей по образованию» (ОК 009-2003) входит в укрупненную группу специальностей 070000 «Культура и искусство» по направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы».

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» утвержден 13.02.2003 г. и является стандартом второго поколения. Из предлагаемых стандартом четырех квалификаций в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина реализуются две:

Референт-аналитик информационных ресурсов;

Менеджер информационных ресурсов.

Квалификационные характеристики выпускников зависят от избранной квалификации.

Квалификация «Референт-аналитик информационных ресурсов».

Область профессиональной деятельности референта-аналитика как дипломированного специалиста высшей квалификации - информационная и библиографическая наука и практика.

Основные области применения референта-аналитика - информационные центры, специализированные библиотеки или информационно-аналитические отделы различного назначения, органы управления, правоохранительные органы, экономические, банковские, налоговые учреждения, учебные заведения, общественные организации, ассоциации и объединения, предприятия различной организационно-правовой формы, в различных отраслях хозяйства страны.

Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - документно-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации.

Основные задачи профессиональной деятельности референта-аналитика - оценка современного состояния и выявление тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера.

Основные виды профессиональной деятельности выпускника - аналитико-синтетическая переработка информации, создание и ведение баз данных, информационное моделирование объектов, информационное сопровождение процессов профессиональной деятельности, управление информационными ресурсами различных учреждений.

Производственно-практическая, включая управленческую,

Методическая,

Экспертно-консультационная,

Научно-исследовательская.

Квалификация «Менеджер информационных ресурсов».

Область профессиональной деятельности выпускника как дипломированного специалиста высшей квалификации - теория и практика управления библиотечно-информационной деятельностью.

Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - управление информационно-библиотечным обслуживанием; комплектованием и организацией фондов, библиографической деятельностью библиотек; структурными подразделениями и персоналом библиотеки.

Основные задачи профессиональной деятельности менеджера информационных ресурсов - стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом, структурными подразделениями библиотечно-информационного учреждения и направлениями библиотечно-информационной работы.

Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:

Производственно-практическая, включая управленческую;

Экспертно-консультационная;

Научно-исследовательская.

Выпускники обоих квалификаций подготовлены к продолжению образования в аспирантуре по специальности 05.25.03 «библиотековедение, библиографоведение и книговедение».

В настоящий сборник включены учебные программы дисциплин федерального компонента общепрофессионального (ОПД) и специального (СД) циклов дисциплин, программы практик и структура итоговой государственной аттестации.

Программа каждой учебной дисциплины включает следующие разделы:

Организационно-методический раздел;

Распределение часов курса по темам и видам работ;

Форма итогового контроля;

Учебно-методическое обеспечение курса.

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.01 ИНФОРМАТИКА

I. Организационно-методический раздел

1.1 Цель курса - знакомство с основными понятиями информационного общества и освоение новых информационных технологий.

1.2 Задачи курса:

Познакомиться с основными понятиями информатики;

Изучить теоретические основы современных компьютерных технологий;

Освоить новые информационные технологии на базе применения компьютерной техники.

1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

1.4 Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен знать:

Основные понятия информатики;

Историю развития информационных технологий;

Современное состояние информационных технологий.

Студент должен уметь:

Пользоваться современными информационными технологиями;

Применять компьютерные технологии в практической деятельности.

II . Содержание курса

1. Разделы курса

Раздел 1. Основные понятия в информатике

Раздел 2. Техническая основа информатизации

Раздел 3. Программное обеспечение

2. Темы и краткое содержание

Раздел 1. Основные понятия в информатике

Тема 1. Информация

Виды информации, ее свойства, измерение информации, кодирование информации. Сигналы, данные, системы счисления, единицы измерения информации.

Тема 2. Информатизация

Информационное общество. Процессы информатизации. Создание информационной инфраструктуры. Повышение информационной культуры членов общества.

Тема 3. Информационные системы

Структура, жизненный цикл, принципы функционирования информационных систем. Классификация информационных систем. Информационно-поисковые языки. Системы индексирования.

Тема 4. Обработка информации

Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде / М. Я. Дворкина. – М. : «Издательство ФАИР», 2009. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Впервые комплексно исследуется библиотечно-информационная деятельность, дается анализ ее эволюции в традиционной и электронной среде. Данная деятельность рассматривается с позиций системно-деятельностного, эволюционного и синергетического подходов. Характеризуются ее сущность, структура, виды, технологические и организационные вопросы, инновационные процессы. Библиотечно-информационная деятельность представлена в контексте управления знаниями.

Книга предназначена для библиотековедов, специалистов библиотек, может быть использована в качестве учебного пособия при изучении дисциплин «Введение в специальность», «Библиотековедение: общий курс» и специального курса «Библиотечно-информационная деятельность теория: технология, организация».


Введение
Библиотечно-информационная деятельность как научная проблема
Раздел 1. Основы теории, технологии и организации библиотечно-информационной деятельности
1.1 Сущность и структура библиотечно-информационной деятельности. Библиотечно-информационная деятельность среди других видов человеческой деятельности 19
1.2 Виды библиотечно-информационной деятельности 58
1.3 Технологические процессы. Методика библиотечно-информационной деятельности 98
1.4. Организация библиотечно-информационной деятельности 108
Раздел 2. Эволюция библиотечно-информационной деятельности
2.1 Основные этапы, тенденции и механизмы развития библиотечно-информационной деятельности 125
2.2 Особенности библиотечно-информационной деятельности в электронной среде 160
2.3.Библиотечно-информационная деятельность и управление знаниями 205
Заключение 220
Список использованной литературы 232
Предлагаемые определения некоторых терминов 339
Предметный указатель 241

Введение
Библиотечно-информационная деятельность к научная проблема

В профессиональной литературе достаточно широко используется понятие «библиотечная деятельность». Однако его определения нет в ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения», хотя понятие «библиотечная деятельность» присутствует в самом названии ГОСТа в термине «информационно-библиотечная деятельность», а понятия «библиографическая деятельность» и «научно-информационная деятельность» в том же ГОСТе дефинируются.

В терминологическом словаре «Библиотечное дело» (РГБ, 1997) библиотечная деятельность рассматривается как «область социогуманитарной деятельности по удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения посредством библиотек» . Здесь дефиниция термина «библиотечная деятельность» дается через более широкую деятельность, что показывает ее направленность на удовлетворение ряда потребностей населения (которые, кстати, удовлетворяют и многие другие учреждения: учебные заведения, театры, кино, музеи и т. п.), но не раскрывает хотя бы в общих чертах, как это делает библиотека, в чем специфика этой деятельности. Но в этом же словаре имеется и другой термин «библиотечная работа», в определении которого показана специфика: «выполнение различных технологических процессов (комплектования, обработки и хранения документов, ведения каталогов, баз и банков данных, разнообразных форм обслуживания и др.) в библиотеке». Поскольку словари русского языка рассматривают понятия «деятельность» и «работа» почти как синонимы, отнесем определение «библиотечной работы» и к понятию «библиотечная деятельность».

В «Библиотечной энциклопедии» (2007) представлена статья И.В. Лукашова о библиотечной деятельности, где последняя рассматривается в широком смысле как «любые индивидуальные или общественные инициативы, действия по созданию библиотек и организации их работы» и в профессиональном плане как «работа библиотекаря по формирования сети библиотек, библиотечного фонда, других информационных ресурсов и представлению их пользователям библиотеки». Как вспомогательные направления библиотечной деятельности автор характеризует научно-исследовательскую, научно-методическую работу, библиотечно-библиографическое образование. В энциклопедии имеется еще дефиниция понятия «библиотечная работа», дающая отсылку к термину «библиотечная деятельность», повторяющая сведения о видах деятельности и процессах, изложенные в статье И.В. Лукашова, и дополнительно рассматривающая библиотечную работу как библиотечный труд.

Анализ литературы свидетельствует о том, что при наличии значительного числа работ по отдельным видам и аспектам библиотечной деятельности, исследования ее как целостности отсутствуют. Так сложилась история библиотековедения, что огромный интерес к общетеоретическим вопросам деятельности в психологии (особенно в 1960–1970-е гг.), философии (1980-е гг.), отражение этого интереса в библиографоведении (монографии М.Г. Вохрышевой «Библиографическая деятельность: структура и эффективность (1989), Н. А. Слядневой «Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа» (1993)), в библиотечной науке не нашел отклика. Библиотековедение в общетеоретическом плане сосредоточилось на объектах – документах, читателях, общих для этой науки и смежных наук (назовем это направление исследований элементным, или объектным, подходом), а деятельностные характеристики изучало на уровне конкретных дисциплин – формирование библиотечного фонда, аналитико-синтетическая обработка документов, обслуживание читателей (ранее использовался термин «работа с читателями»), управление библиотеками (ныне – библиотечный менеджмент), библиотечная работа с детьми, библиотечное обслуживание инвалидов и др.

Чем отличается библиотечная деятельность от других видов деятельности – этот вопрос теоретически не ставился. В 1995 г. В.П. Леонов пытался представить в одной работе все библиотечные процессы (так называемый процессный подход в библиотековедении), однако общие их черты и отличия не были выявлены, к тому же процесс не тождествен деятельности, о чем будет сказано далее.

Между тем, целостное видение библиотечной деятельности имеет большое значение для профессии. Оно позволяет получить общее представление о библиотечной специальности, дает возможность идентифицировать ее и отличить то, что является другим видом деятельности. Сегодня это актуально прежде всего потому, что в библиотеках возникают новые виды деятельности, связанные с автоматизацией, внедрением современных информационных технологий. Целостное видение библиотечной деятельности необходимо для управления всем многообразием ее видов, организационных структур, разработки их классификации, ответа на вопрос о сохранении или изменении сущности этой деятельности в связи с технологическими и социокультурными переменами. Таким образом, целостный взгляд на библиотечную деятельность может выступить как метод для оценки будущего библиотеки.

Анализ библиотечно-информационной деятельности в целом необходим и потому, что в государственном образовательном стандарте зафиксирована специальность «Библиотечно-информационная деятельность», но это понятие не раскрыто.

Методологической основой данной работы выступает системно-деятельностный подход, который наиболее адекватен при исследовании структуры деятельности, взаимосвязей ее элементов. При этом имеются в виду разные взгляды на деятельностный подход, сформировавшийся во второй половине ХХ в. , и его критика. Так, в отличие от психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкий подчеркивал, что «в реальном мире... деятельность и действие могут и должны существовать только вместе с мышлением и коммуникацией. Отсюда и... выражение «мыследеятельность», которое... должно заменить и вытеснить выражение «деятельность» как при исследованиях, так и в практической организации» . Нельзя не согласиться с тем, что деятельность существует вместе с мышлением и коммуникацией, но для целей исследования структуры и элементов конкретной деятельности приходится в ряде случаев абстрагироваться от этого. П.Г. Щедровицкий в отличие от психологического взгляда на деятельность обращал внимание на то, что «человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем сами «люди»... Каждый человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся, с непрерывно осуществляющейся вокруг него и рядом с ним деятельностью...» . В данной книге учитывается психологический подход к деятельности и в то же время она рассматривается не как атрибут отдельного человека, а как атрибут определенной профессиональной группы, т. е. в качестве профессиональной деятельности, которая включена в универсальную человеческую деятельность через цели, нормы, средства, технологию, условия деятельности.

Здесь используется также эволюционный подход, позволяющий «изучать социальную эволюцию с точки зрения исторической последовательности развития, в которой более поздние достижения зависят от ранних» , и цель которого, по мнению Б.А. Семеновкера, «установить возникновение нового явления и путь его развития вплоть до настоящего времени» . Эволюционный подход позволяет преодолеть и недостаток «психологических теорий деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева», в которых, по замечанию В.С. Лазарева , «деятельность не определяется как развивающаяся», и это дает возможность проследить изменения элементов библиотечно-информационной деятельности.

При анализе эволюции библиотечно-информационной деятельности как саморазвивающейся системы и ее организации применяется связанный с системным подходом синергетический подход. Используются также сравнительный метод исследования, методы терминологического анализа, элементы теории организации.

Применение системно-деятельностного подхода позволило рассмотреть элементы библиотечно-информационной деятельности и ее видов в отдельной библиотеке и организационную структуру библиотечно-информационной деятельности в библиотечной отрасли, ее место в системе других видов деятельности. Анализ видов и подвидов библиотечно-информационной деятельности и их сравнение с другими видами человеческой деятельности дает возможность увидеть их общность, универсальность ряда подвидов библиотечно-информационной деятельности. В этой связи интересно высказывание Н. Винера: «... всякий организм скрепляется наличием средств приобретения, использования, хранения и передачи информации» . Именно поэтому возникает необходимость информационной, и в частности, библиотечно-информационной, деятельности в любом учреждении. Следовательно, прав Ю.Н. Столяров, который сформулировал закон о том, что «библиотека – обязательный компонент всякого социального института, располагающего профильным документированным знанием» .

Проанализируем основные термины, связанные с понятием «библиотечно-информационная деятельность».

Термин «традиционный» по отношению к библиотечно-информационной деятельности обозначает деятельность, связанную с рукописными и полиграфическими документами .

Рассмотрим соотношение понятий «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность», «библиотечная технология», «библиотечный процесс» как важнейших категорий библиотековедения.

Терминологический словарь «Библиотечное дело» (1997) дает дефиниции трех названных терминов.

Библиотечное дело дефинируется как «отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, включающая создание и развитие сети библиотек, формирование и использование их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания населения, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение работы библиотек» . В «Библиотечной энциклопедии» (2007) в статье Ю.А. Гриханова библиотечное дело определяется как отрасль профессиональной деятельности, обеспечивающая создание и развитие библиотек как социальной системы, основными целями которой являются сохранение и передача новым поколениям интеллектуальных достижений человечества, отраженных в документном (информационном) потоке и организация общественного пользования документными (информационными) ресурсами библиотек. К основным составным частям библиотечного дела автор статьи относит библиотечные сети, библиотечные фонды, библиотечные кадры, систему библиотечного обслуживания населения, управление библиотечным делом, научно-исследовательскую и научно-методическую работу. В этой части Ю.А. Гриханов полностью повторяет содержание текста из дефиниции библиотечного дела, данной в терминологическом словаре. Если сравнить определения «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» (по наиболее полной статье И.В. Лукашова), то заметны пересечения в части формирования сети, библиотечного фонда, обслуживания, научно-исследовательской, научно-методической работы, подготовки библиотечных кадров, которые словарь и энциклопедия относят к библиотечному делу, а И.В. Лукашов – к библиотечной деятельности.

В ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» библиотечное дело определяется как «область деятельности по организации библиотечного обслуживания» .

В учебнике В.В. Скворцова «Общее библиотековедение» (в 2 ч., 1996–1997) термин «библиотечное дело» определен как «область профессионального труда, назначением которой является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеках, а также совокупность библиотек, действующих на той или другой территории. В юридическом смысле библиотечное дело – отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек. Библиотечное дело – сфера исследований и приложений библиотековедения» .

В.В. Скворцов расширяет понятие «библиотечное дело», объединяя в определенной мере дефиниции «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» из терминологического словаря.

Не рассматривая специально термин «библиотечная деятельность», автор, тем не менее, при раскрытии объекта библиотековедения называет элементы этой деятельности: предмет труда, субъект труда, посредник труда .

Несколько шире представление о библиотечной деятельности (без употребления этого термина) дано в § 2.2.2.2 второй части учебника Н.С. Карташова «Общая теория библиотечного дела», где рассматривается «процесс деятельности библиотеки». Автор характеризует этот процесс как деятельность по созданию библиотечных услуг и продукции, как единый процесс, включающий основную и вспомогательную (обеспечивающую) и управленческую деятельность . Н.С. Карташов включает библиотечную деятельность в библиотечное дело и выделяет три вида деятельности.

Проведенный анализ показывает, что в библиотековедении при использовании терминов «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» нет ясности относительно соотношения содержания этих понятий.

В чем видится разница между рассматриваемыми понятиями?

Термин «библиотечное дело» возник задолго до термина «библиотечная деятельность». Обратим внимание на то, что последний появился в терминологическом словаре 1997 г., а в словаре 1986 г. его еще не было.

Термин «библиотечное дело» сложился аналогично терминам «книжное дело», «горное дело» тогда, когда появилась необходимость найти обобщающее понятие для выражения множества проблем, касающихся библиотек. Не случайно материалы библиотечного съезда (1911) были названы «Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу», а А.Р. Войнич-Сяноженцкий назвал свой доклад на этом съезде «Библиотечное дело как особая самостоятельная специальность и библиотекари как обособленная группа в ряду других специалистов». Еще ранее, в конце XIX в., вышла книга Е.В. Балобановой «Библиотечное дело».

Материалы по библиотечному делу Первого библиотечного съезда включали широкий спектр вопросов: о различных типах библиотек, их проблемах, организации сети библиотек, профессиональной подготовке библиотекарей, библиотечной печати, т.е., говоря современным языком, охватывали работу (деятельность) библиотек и всю инфраструктуру, связанную с этой деятельностью. Этот смысл у понятия в основном сохранился и до настоящего времени. Не случайно при его определении употребляется слово «отрасль».

Библиотечное дело, по моему мнению, – это отрасль культуры и информации, включающая систему библиотек, библиотечных фондов, других информационных, интеллектуальных, материально-технических ресурсов библиотек, инфраструктуру (библиотечную науку, специальные учебные заведения, библиотечную печать). Возможно, термин «библиотечное дело» целесообразно заменить термином «библиотечная отрасль». С.А. Басов предлагает в качестве замены терминов «библиотека» и «библиотечное дело» использовать обобщающее, по его мнению, понятие «библиотечный социальный институт». В него он включает практику, образование, науку, коммуникации, управление . Однако в профессиональной литературе сама библиотека понимается как социальный институт (например, по мнению Н.В. Жадько, Ю.П. Мелентьевой), одновременно ее рассматривают и как учреждение («Библиотечная энциклопедия», с. 139). Думается, что использование понятия «библиотека» в двух значениях вполне допустимо. Но если принять предложение С.А. Басова, то понятие «библиотека» как учреждения трудно будет обосновать.

Для этого исследования важно, что понятие «библиотечное дело» не является синонимом понятия «библиотечная деятельность», оно значительно шире. «Библиотечную деятельность» предварительно определим как комплекс разных видов работ, обеспечивающих выполнение библиотекой (как учреждением) своих основных функций и миссии перед обществом.

Понятие «функция», согласно «Краткой философской энциклопедии» (1994), определяется значениями – обязанность, круг деятельности. Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Согласно словарю С. И. Ожегова, понятие «миссия» имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки – «ответственное задание, поручение».

Миссия библиотеки – это ответственное задание, «поручение» библиотеке как социальному институту, данное обществом. Представляется, что каждое конкретное общество, существующее в конкретное время, дает «поручение» библиотеке. Поэтому в разное время и в разных обществах у библиотеки может быть особая миссия.

В то же время библиотеке (как учреждению не только социальному, но и социокультурному) присуща миссия, определяемая характером развития цивилизации (цивилизационная миссия). Через эту миссию библиотека связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества. Так, в XIX в. – первой половине XX в. миссия библиотеки состояла в просвещении широких слоев народа (началом этого периода можно считать эпоху Возрождения). Библиотекарь осознавал себя просветителем.

Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX в. привели к изменению миссии библиотеки. Антитоталитарные идеи, идеи интеллектуальной свободы определили новую цивилизационную миссию библиотеки – обеспечение свободного доступа пользователей к мировым ресурсам информации («информация для всех»). Формулировка «миссия библиотеки» привнесена в библиотечное дело из внебиблиотечной среды. Сегодня библиотекарь все более осознает себя посредником в мире информации, содействующим гуманизации этого мира.

Теперь попытаемся выявить соотношение понятий «библиотечная деятельность» и «библиотечная технология».

В терминологическом словаре «Библиотечное дело» понятие «библиотечная технология « определяется как «совокупность библиотечных процессов и операций, а также приемов, методов и средств их осуществления, направленных на создание и сохранение библиотечной продукции и выполнение библиотечных услуг» . Соотношение между понятиями «библиотечная деятельность» и «библиотечная технология» в словаре не показано. В статье Е.Г. Астапович в «Библиотечной энциклопедии» библиотечная технология рассматривается как комплекс технологических процессов, ориентированных на реализацию задач библиотечной деятельности, а также методология библиотечно-информационного производства, современное знание о сущности библиотечных технологических процессов, закономерностях и принципах их развития. В статье подчеркивается, что библиотечная технология выступает способом упорядочения системы организации библиотечной деятельности и социального развития библиотеки. Из этой дефиниции вытекает, что библиотечная деятельность задает задачи библиотечной технологии, что это понятие более широкое, чем «библиотечная технология».

В.П. Леонов в книге «Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций» понимает библиотечно-библиографическую деятельность «не как совокупность неподвижных объектов и предметов, а как совокупность процессов» . Он включает процессы в структуру библиотечной деятельности, т. е., по его мнению, понятие, «библиотечная деятельность» шире понятия «библиотечный процесс», которое можно соотнести с понятием «библиотечная технология», хотя последнее в книге не используется, но процессы разделяются на составляющие элементы, подэтапы.

В работах И.С. Пилко «Библиотечная технология: общий курс», «Информационные и библиотечные технологии: учебное пособие» (2006) и ее докторской диссертации понятие «библиотечная деятельность» видится более широким, чем «библиотечная технология».

В данной работе понятие «библиотечная деятельность» также рассматривается как более широкое понятие, чем «библиотечная технология» (далее соотношение между этими понятиями будет раскрыто более глубоко). Кроме того, библиотечная деятельность здесь представлена как разновидность информационной деятельности и потому названа «библиотечно-информационной деятельностью».

Sup>8 Григорян, Г. Г. Размышления о музейном деле в Старом доме на Новой площади. Публикации и выступления (1988–2005 гг.) / Г. Г. Григорьян. – М. : МГФ «Знание», 2005. – С. 253.

9 Столяров, Ю. Н. Что такое библиотека? (о ее сущности и исходных функциях) / Ю. Н.Столяров // Столяров, Ю. Н. Библиотековедение. Избранное. 1960–2000 годы. – М. : Пашков дом, 2001. – С. 264.

10 См. хронологические части (бесписьменное общество, рукописная информация, полиграфическая информация, техногенная информация) в книге: Семеновкер, Б. А. Эволюция информационной деятельности: Бесписьменное общество / Б. А. Семеновкер; Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – С. 12.

11 Библиотечное дело: терминол. словарь / Рос. гос. б-ка. – М., 1997. – С. 22.

12 ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения». – С. 3.

13 Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – Ч. 1. – М., 1996. – С. 7–8.

14 Там же. – С. 27.

15 Карташов, Н. С. Общее библиотековедение: учебник / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – Ч. 2. – М., 1997. – С. 29–30.

16 Басов, С. А. Библиотека и демократия: первое вступление в проблему / С. А. Басов; [Петербург. библ. о-во]. – СПб., 2006. – С. 14–16.

17 Библиотечное дело: терминол. словарь / Рос. гос. б-ка. – М., 1997. – С. 21.

18 Леонов, В. П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций / В. П. Леонов; Рос. акад. наук, Б-ка Рос. акад. наук. – СПб., 1995. – С. 5–6.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Русский язык - профильный предмет, по выбору вуза
  • Литература - по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза

В свете тенденций современного мира улучшение информационной культуры общества представляется одной из наиболее актуальных задач образовательного процесса. При реализации такого подхода одну из ключевых позиций занимает библиотечно-информационная деятельность. Именно от специалистов данного направления подготовки зависят реальные перспективы повышения информационной культуры потребителей, поскольку библиотеки (как традиционные, так и электронные) обеспечивают доступ населению к национальным и мировым духовным сокровищницам.

Условия поступления

Для успешной реализации профессиональной деятельности и оказания всесторонней квалифицированной помощи в улучшении информационной культуры читателей, будущему специалисту требуются глубокие знания психологии, литературы, иностранного языка и истории. Зачисление на обучение осуществляется на основании результатов сдачи экзаменов по дисциплинам:

  • литература;
  • русский язык (профильный);
  • история, обществознание (по выбору вуза).

Будущая профессия

В задачи будущего специалиста входит не только работа с издательскими, информационными материалами, но и организация работы с читателями.

Выпускнику-бакалавру необходимо прилагать усилия для постоянного углубления знаний и развития интереса к новейшим библиотечным, информационным технологиям.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой бакалавров библиотечно-информационной деятельности занимаются следующие вузы страны:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Арктический государственный институт искусств и культуры;
  • Пермская государственная академия искусства и культуры;
  • Орловский государственный институт искусств и культуры;
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств.

Срок обучения

Нормативный срок обучения на очном отделении составляет 4 года, на заочном - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

На сегодняшний день библиотечная деятельность претерпевает существенные трансформации, вызванные развитием информационных технологий.

Бакалавры-выпускники направления обладают широким кругозором, а также информационными технологиями. Студенты направления изучают следующие дисциплины:

Приобретаемые навыки

За весь период обучения бакалавры направления 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» приобретают ряд актуальных навыков и умений:

  1. Овладение теоретическими знаниями курса, стремление к их углублению на протяжении реализации профессиональной деятельности.
  2. Умение переводить общие цели, стоящие перед сферой библиотечного обслуживания, в задачи конкретного коллектива.
  3. Критически осмысливать передовой опыт библиотечного дела, применять его на практике.
  4. Изучать индивидуально-психологические особенности читателей курса с целью привлечения большего числа потенциальных читателей к духовному наследию.

Перспективы трудоустройства по профессии

Специалисты направления после завершения курса обучения востребованы в библиографической науке, в редакционно-издательских и книготорговых организациях, учебных заведениях, органах научно-технической информации, музеях, архивах и др.

Выпускник-бакалавр может занимать должности:

Минимальная заработная плата молодых специалистов составляет 15 000 руб., средняя оплата по России - 18 000 руб. В свою очередь, развитие электронных библиотек позволяет предположить, что уже в ближайшие годы зарплата специалистов профиля многократно увеличится.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Если для других профилей самосовершенствование и продолжение обучения зависит исключительно от личностных предпочтений, то для специалистов данного направление - это необходимое условие. Продолжить углубление теоретических знаний можно при обучении в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Профессии направления непосредственно связаны с научной деятельностью и обучение в магистратуре позволит сформировать на высоком уровне информационную и научную компетенции. Диплом магистра является общепризнанным в мировых странах, а написание магистерского исследования позволит заявить о себе в научной сфере.

Обучение в магистратуре позволит получить навыки реализации педагогической деятельности, что необходимо для высококвалифицированных специалистов профиля, а также продолжить изучение выбранной темы исследования на базе вуза.